Дополнительные бюджетные миллиарды на порт в Сочи.
Будущая Олимпиада в Сочи — не только наиболее значимое для России спортивное состязание, это еще и опробование возможностей для наибольших русских предпринимателей, каковые выступили соинвесторами этого грандиозного мероприятия.
Среди тех, кому было поручено выполнение национальной задачи — практически, с нуля выстроить инфраструктуру олимпийского города — известнейшие в стране предприниматели и олигархи — Владимир Потанин, Олег Дерипаска, Ахмед Билалов и многие другие. До мероприятия осталось полтора года, и еще рано подводить итоги, удалось ли предпринимателям выполнить это ответственное поручение управления страны. Но явные денежные просчеты уже усматриваются, к примеру при постройке проекта с государственным участием морпорта в Имеретинской равнине.
Грузовой порт в Сочи должен был обеспечить завоз стройматериалов по морю для возведения олимпийской деревни, потому, что железная дорога имела возможность не совладать с нужным количеством грузопотока. Согласно данным газеты «ВЕК», «Правительство поручило "дочки" «Базэла» Олега Дерипаски заняться строительными работами, а финансировать морские причалы дал согласие ВЭБ, выдав кредит на сумму 4 млрд руб.
По окончании строительства необходимость в грузовых причалах машинально отпадала, и чтобы положенные национальные деньги не пропали бесплатно, проект предусматривал перепрофилирование порта в яхтенную марину, со стоянками для 600–700 яхт и сопутствующей туристической и развлекательной инфраструктурой. Изначально эту часть работ личный инвестор предполагал осуществить за собственный счет, а цена организации марины оценивалась тогда «Базэлом» на уровне 1–1,5 млрд руб.
Но несколько дней назад поступила информация, что «Базэл» обратился в ВЭБ за дополнительными кредитами. Цена строительства яхтенной марины выросла практически в 2 раза, до 2,98 млрд руб., причем собственными средствами «Базэл» может профинансировать лишь 300 миллионов рублей., другими словами только 10% от суммы.
Помимо этого, личный инвестор требует государственную корпорацию пересмотреть условия уже выданных кредитов на постройку грузового порта, предлагая опустить ставку по ним с 9,1% до 8,4%, дать госгарантии «Олимпстроя» и субсидировать выплаты процентов. В «Базэле» уверены в том, что в ситуациивиновато само государство: при подписании с частным инвестором контрактов два года назад оно заложило в них условия, каковые после этого значительно изменились.
В это же время, сейчас в «Базэле», похоже, предпочитают не упоминать о трагедии, которая случилась в декабре 2009 года. Тогда из-за неточностей проектировщиков, каковые торопились стремительнее начать строительство порта, шестибалльный зимний шторм уничтожил только что выстроенный дескать, защищавший акваторию порта. Попавшая на выстроенные причалы волна смыла в море строительную и погрузочную технику, пара тяжелых грузовиков, уничтожила водолазный бот, три члена экипажа которого погибли.
Имущество было застраховано в компании «Ингосстрах» (она входит в состав империи Дерипаски. Правильные размеры убытков, а также размеры страховых выплат, личный инвестор не раскрыл
По данным газеты «Известия», ссылающейся на эти Счетной палаты, «в следствии недозагрузки порта до целевого показателя — проектных 5 млн т в год — „Базэл с 2009 по 2013 годы утратит 6 млрд рублей. Наряду с этим возведение самого порта стоило более 5 млрд рублей, из них 4 млрд рублей — кредит от ВЭБа. Неспециализированный „олимпийский долг „Базэла перед ВЭБом достигает 18 млрд рублей, это вторая по размеру кредитная линия корпорации на Сочи-2014.
По словам источника в Счетной палате, недозагрузка порта и, как следствие, утрата средств позваны „не хватает действенной координацией действий федеральных органов аккуратной власти, ГК „Олимпстрой и Транспортной дирекцией Олимпийских игр».
В это же время, как говорится в материалах самого ВЭБа, средства корпорации предназначены для финансирования сложных инфраструктурных проектов, имеющих особенное стратегическое значение для социальной жизни и экономики России. Причем, государственная корпорация обязана финансировать те проекты, под каковые тяжело либо нереально взять финансирование с коммерческого рынка. Яхтенная марина, пускай кроме того и такая современная, как планирует привлеченная для ее строительства американская компания Island Global Yachting, вряд ли подпадает под подобные требования ВЭБа.
«Но, — согласно точки зрения представителей „Базэла, — порт в Сочи может стать прибыльным лишь при условии долговременного рассмотрения данного проекта в совокупности с планируемой созданием и мариной современной туристической территории, что потребует не только дополнительных инвестиций, но и реструктуризации кредита ВЭБа. В компании выделяют, что окончание строительства марины запланировано на 2015 год. „Базисный элемент собирается вернуть ВЭБу деньги за яхтенную стоянку за счет доходов, взятых от реализации одолжений в марине и прилегающей туристической территории.
Компания, по данным „Известий, совершила расчеты, по которым 90% от требуемых на марину 2,98 млрд рублей — 2,68 млрд — планируется получить от ВЭБа, остальные 300 млн — внести самостоятельно. Компания требует государство опустить ставку по кредиту на порт и яхтенную марину с 9,1 до 8,4%, дать госгарантии либо поручительства „Олимпстроя по кредитам и субсидировать ставки по кредитам.
Счетная палата …признала государственную поддержку, уже оказанную „Базэлу, достаточной и в выдаче средств на яхтенную марину рекомендует отказать. Помимо этого, по словам источника „Известий, модель финансирования строительства, которую „Базэл предоставил „ВЭБу, была, согласно точки зрения последнего, неокупаемой. Счетная палата советовала правительству учесть данный факт при вынесении ответа по финансированию проекта».
Подобный комплекс собирается построить национальный «Совкомфлот», оперируя уже Морским вокзалом и готовой инфраструктурой в историческом центре города. Причем, у данной танкерной государственной компании, наверное, нет неприятностей с деньгами, и определяться с источниками финансирования проекта им наверняка не придется.
Складывается чувство, что обещания, эти управлению страны по поводу подготовке Сочи к Олимпиаде, ставшие необычной «визиткой» Олега Дерипаски могут быть не выполнимы. Согласно данным газеты
«ВЕК», «практически втрое сокращены темпы строительства „Имеретинской ривьеры (по окончании смены заглавия на „Сочное проект строительства олимпийской апартаментов и деревни для проживания участников МОК расположится не на 1 млн кв. м, а всего на 343 тыс.), а от строительства цементного завода в Туапсе для обеспечения олимпийских строек „Базэлцемент и вовсе решил отказаться».
В это же время, кроме того без всяких расчетов ясно, что финансировать проекты, каковые в последствии смогут стать неокупаемыми, это фактически выбрасывать их на ветер.
Разнообразные претензиями к структурам Олега Дерипаски иногда высказывают разные копании. Похоже, сейчас в их числе могут быть и лидеры страны, каковые рискуют показаться не хорошо из-за происходящего на Олимпийских стройках.