Российские регионы подвергаются возрастающему риску дефолтов, утверждается в новом отчете StandardPoor’s. Это отражено в основном негативных рейтинговых действиях агентства, произведенных в последние 18 месяцев, поведал Коммерсантукредитный аналитик SP Карен Вартапетов. Это, он утвержает, что стало следствием не сильный роста поизводства, и замедления доходов прибыли населения и роста компаний, ограничивающих сборы главных региональных налогов — на прибыль и НДФЛ.
В SP отмечают, что из-за майских указов президента негибкие социальные затраты выросли и не покинули регионам другого выбора, не считая как наращивать долг и дефицит. Вследствие этого им приходится финансировать текущие затраты за счет заемов.
И в случае если количество долга в среднем останется низким (согласно расчетам SP, он увеличится с 33% текущих доходов в конце 2014 года до 55-57% в 2018 году), то его структура, характеризующаяся преобладанием кратковременных банковских кредитов, обусловит усиление рисков рефинансирования, считают в агентстве.
Согласно данным Министерства финансов, на 1 января 2015 года государственный долг регионов составлял 2,089 трлн рублей, за год он вырос на 20%.
В SP оспаривают утверждение, что дефолты региональных властей очень маловероятны, поскольку при необходимости им на помощь придет федеральное правительство. С позиций StandardPoor’s, региональные дефолты не только вероятны, но и уже имеют место, — показывает агентство.
По имеющимся у нас данным, в течение первых трех месяцев 2015 года как минимум один субъект РФ, не имеющий рейтингов SP, допустил просрочку выплаты по банковскому кредиту благодаря ограниченного доступа к средствам рефинансирования, — информирует агентство, не именуя региона.
Ранее, в мае, Счетная палата России проверила выполнение так называемых майских указов президента, подписанных Владимиром Путиным в сутки его инаугурации в мае 2012 года и нашла в 83 субъектах неприятности с финансированием. В случае если в 2013 году не хватало 15% средств консолидированных бюджетов, нужных для реализации указов, то в 2014 году — уже 34,1%, сказало ведомство.
Сокращение в 2015 году трансфертов регионам на 9% (на 145 млрд рублей) еще больше разбалансирует их бюджеты, приведет к росту расходов и росту долга на его обслуживание, давала предупреждение Счетная палата.
Отметим, что, в соответствии с изучению уровня анализа жизни и Центра доходов НИУ ВШЭ, Российская Федерация вошла в полосу кризисов региональных бюджетов. Ученые уверены в том, что к этому результату привело наращивание социальных затрат на фоне стагнации экономики. В 2009-2014 годах при неспециализированном росте затрат бюджетов на 43% рост финансирования социальных статей был практически в два раза выше, их часть в расходах увеличилась с 49 до 62%.
В итоге в 47 регионах долг превысил половину доходов, недостаток бюджета практически у половины превысил среднерегиональные 5%. Из-за резкого роста социальной нагрузки при нехватке доходов регионам было нужно утроить долг и уменьшать другие расходные статьи.